Сайт, посвященный светлой памяти иеромонаха Дионисия
настоятеля храма св. Тихона на Кончаловских горах (г. Обнинск)
Проповедь на Нечаянную радость

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа !

Сегодня, братия и сестры, мы празднуем память иконы Божия Матери "Нечаянная радость".  Основанием этого праздника послужило следующее событие, о котором сообщает свт.Димитрий Ростовский.

Некий человек беззаконный (а он был разбойником) имел каждодневное правило - молиться ко Пресвятой Богородице словами Архангельского приветствия: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою". Этой молитве его научила еще в детстве мать, и теперь, занимаясь своим преступным делом, он часто повторял ее перед иконой Матери Божией.

Однажды, отправляясь на свой промысел, он, как обычно, обратился ко образу Пресвятой Богородицы. И вдруг напал на него страх и он, как бы вне себя, видит, что образ движется, и Пресвятая Богородица представляется ему живой, со Своим Сыном, держимым на Ее руках. У Богомладенца открылись раны на руках, ногах и в боку, из них потоками струится кровь, точно на Кресте... Увидев это, грешник упал от страха и возопил: "О Госпоже, кто сие сотворил?" И слышит: "Ты и тебе подобные". - Тогда грешник зарыдал и сказал: "Помилуй меня, о Матерь милосердия!" - Богородица отвечала: "Вы называете Меня Материю милосердия, а сами оскорбляете Меня и преогорчеваете своими делами". - Грешник отвечал: "Нет, Владычице! Да не преодолеет злоба моя неизреченную благость и милосердие Твое! Ты одна - надежда и прибежище всем грешным. Приклонися на милость, благая Мати, и умоли за меня Сына Твоего и Творца моего!"

Тогда Преблагословенная Матерь начала умолять Сына Своего, говоря: "Благоутробне Сыне Мой! Любви ради Моея, помилуй сего грешника". А Сын отвечал: "Не прогневайся, Мати Моя, что Я не послушаю Тебя. И Я молил Отца, да мимоидет от Меня Чаша страданий, и Он не послушал Меня". - Тогда сказала Богоматерь: "Вспомни, Сыне, сосцы, которыми Я вскормила Тебя, и прости его!" - Сын отвечал: "И вторицею Я молил Отца о Чаше, и Он не послушал Меня." - Богоматерь опять сказала: "Вспомни болезни Мои, которые Я претерпела с Тобою, когда Ты на Кресте телом, а Я под Крестом сердцем была уязвлена, когда оружие проходило душу Мою!" - Отвечал Сын: "И третицею молился Я Отцу, да мимонесет Чашу, но Он не благоволил послушать."

Тогда Матерь, возставши, посадила Сына и хотела припасть к ногам Его... "Что Ты делаешь, о Мати Моя?" - воскликнул Сын. - "Пребуду, - отвечала Она, - лежащи у ног Твоих вместе с сим грешником, пока не простиши ему грехи." - Тогда Сын изрек: "Закон повелевает сыну почитать мать, а справедливость требует, чтобы законодатель сам был и законоисполнитель. Я - сын Твой, Ты - мати Моя. Я Тебя должен почитать, исполняя то, о чем Ты умоляешь. Буди же по Твоему желанию. Ныне прощаются ему грехи Тебе ради. А в знамение прощения - да облобызает Мои Язвы". Встал грешник, с трепетом и радостию коснулся устами пречистых Язв Спасителя. С того времени он исправил жизнь свою и стал жить богоугодно. Вот это событие явления Матери Божией грешнику и изображено на иконе "Нечаянная радость".

Конечно, есть много чудотворных икон Божией Матери, прославившихся в истории Церкви, как Владимирская, перед которой венчались и помазывались на царство русские императоры, Казанская - избавлявшая неоднократно наше Отечество от иноземных захватчиков; Державная - которая взяла в Свои руки после революции управление Россией; Почаевская чудотворная икона и еще многие... И икона "Нечаянная радость" не занимает в этом ряду столь блистательное место. Это как бы сокровенная икона, мы сами не понимаем, почему ее все-таки почитаем. Название этой иконы как бы выражает сущность нашего бытия. Как [вот] есть поэт Жигулин, который писал: "Жизнь - нечаянная радость..." Нам дано бытие - как нечаянная радость.

Конечно, большинство из нас, наверное, с этим не согласно. Для многих жизнь на земле - сплошное страдание. Но это не совсем так, или, вернее, это совсем не так. Бог создал человека для вечной радости, для блаженства, для соцарствования вместе с Ним в Царствии Небесном. Конечно, завистию диавола и собственным легкомыслием наши прародители, да и мы сами, извратили этот замысел Божий о человеке, подпали греху, страданию, смерти. Но ведь Бог-то есть - Бог. И воля Божия, промысел Божий не может быть отвратим никакими усилиями твари: демонами ли, людьми ли. Поэтому, все равно, - жизнь, бытие, существование остались "нечаянной радостию", как это и было задумано Богом. Просто, изменилось ее направление, изменилось ее содержание. Человек пал, и отныне положил уже основание своей жизни не в радости, потому что радость - это понятие, вернее, чувство, - духовное, а в наслаждении, чувстве чисто физическом, чисто животном. Или, по-другому говоря, человек стал двуногим животным, как утверждали да и до сих пор утверждают господа материалисты. И, в общем, они правы. Да, человек неверующий, не признающий Бога, вечной жизни, мало чем отличается от животных. Такой человек живет только животной стороной своего существа, наслаждаясь или страдая. По замыслу же Предвечного, человек был создан для радости, для духовной радости, ибо, повторяю, радость - это духовное чувство. Так этот замысел Божий о вечном блаженстве человека остался неотвратимым и только как бы изменил свое направление. И стала уже радость приходить через страдание. И более того, грехопадение наших праотцев дало нам еще большую "нечаянную радость", - сошествием на эту грешную землю, к нам, - Спасителя, Сына Божия. Сын Божий, как Господь и Бог, как Утешитель наш, дал нам еще одну "нечаянную радость" - Матерь Свою, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, Заступницу и Ходатаицу. Кто из нас не прибегал и не прибегает ежечасно, ежесекундно к Ее спасительному Покрову: "Пресвятая Богородица, спаси нас!"

Вот видите, вся наша жизнь, несмотря на все несчастия и страдания, полна нечаянной радости. Правда, мы никак не можем понять и принять, что радость эта достается нам через страдание. Недаром автор стихотворения "Жизнь - нечаянная радость", поэт Жигулин, провел полжизни в сталинских лагерях. Да и кто не читал Достоевского, который тоже прошел через каторгу и всю жизнь был болен и страдал, а перед смертью сказал: "Радость надо искать только в страдании". И духовная высота - Псалтирь - прямо так и говорит: "По множеству болезней в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою."

Божественная радость, Божественное утешение приходит только через большие страдания. Таков закон Господень и тут ничего не поделаешь. Потому что мы не должны забывать, что радость - это духовное чувство, а мы - люди плотские, и пока мы живем по плоти, нам доступно только наслаждение, а не радость. Чтобы получить духовную радость, чтобы в нас возсияло духовное, нужно сперва подавить животное, плотское, а это возможно только через умерщвление ветхого человека в нас, только через страдание, вернее, страдание более всего этому способствует. В падении человек утратил свою духовность, как духовное создание - умер, после его грехопадения исполнилась угроза Божия - "смертию умрешь", через страдания, в том числе и через муки смертные, он как бы оживает духовно, частично возвращается ему его духовность. И тогда он уже наследует духовную радость.

Из житий святых мы знаем, что радость совместима со страданием, и даже очень большим страданием, - мученики радовались, ликовали духовно во время самых лютых истязаний, самых лютых страданий. И радость не только не несовместима со страданием, но для нас, людей грешных, она и невозможна без страдания. Мы слишком себялюбивы, слишком любим свою плоть, боимся страданий и потому не знаем, что такое духовная радость, что такое духовное наслаждение. В письмах Святогорца это хорошо показано. Когда Святогорец попал на Афон и наступил Великий пост, то, как он пишет: "Во время этого поста я совсем изнемог, мне казалось, что это свинцовое иго поста на Афоне для моей плоти совершенно невыносимо (а ведь он был иеромонах и поститься было для него не внове!). Но зато, когда пришла Пасха, я познал такое великое утешение, такую великую радость, какую никогда не знал в России, и понял, что, не постясь по-настоящему, мы и не знаем, что такое Пасха, что такое светлое Пасхальное празднование".

Пост для того законоположен Церковью, особенно Великий предпасхальный пост, чтобы мы могли хоть немного, хоть как-то ощутить радость Светлого Христова Воскресения, радость этого Великого Праздника, когда, как поется в церковном песнопении, "радуются и небо, и земля, и преисподняя, и вся тварь ликовствует", - кроме человека, который полагает свою радость в объядении и пиянстве, который пребывает в своем животном состоянии, и, как бы неодушевленный, не чувствует, не знает радости церковных праздников. Потому что не хочет потрудиться, попоститься, пострадать, немножко утеснить свою плоть. Требуется труд от нас. В раю дана была радость Адаму, радость пребывания в раю, радость непосредственного общения с Богом, но он не оценил этого, легко этим пренебрег, легко бросил это. И только когда изгнан был из рая, только тогда смог оценить небесную радость пребывания в раю, только тогда смог оценить, что он потерял, тяжесть потери. Как говорит предание, по изгнании из рая, Адам сто лет оплакивал потерянное блаженство, оплакивал утрату рая. Поэтому Господь благоволил, чтобы радость люди зарабатывали своими трудами, своими страданиями.

Впрочем, и здесь, в этой нашей жизни, в этой юдоли страдания, нам частенько посылается нечаянная радость. И это закономерно. Все-таки все мы крещены, все-таки, хоть плохо, но стараемся угождать Богу. И поэтому не оставляет нас здесь нечаянная радость. Вот сегодня пришли и сказали: "Младенец страдает". А ведь если подумать, и это - нечаянная радость. Ведь он страдает за грехи родителей. И если бы он не страдал, то значит, грехи родителей переполнили бы чашу долготерпения Божия. А самому младенцу эти страдания вменяются в мученичество, ведь он же страдает за родителей.

Да и если посмотреть внимательно, вся наша жизнь переполнена маленькими нечаянными радостями. Просто мы этого не замечаем, просто мы неблагодарны, как неблагодарен был Адам, и своей неблагодарностью утратил небесное блаженство. Вот почему преступно всякое уныние, всякое отчаяние. Все наши грехи не могут поколебать хоть на иоту благости Божией. И если мы будем непрестанно каяться и просить прощения, как просил тот монах, который ежедневно впадал в блуд, но в то же время и ежедневно каялся, и так продолжалось одиннадцать лет, так что даже диавол не выдержал и возстенал: "Господи, где же Твое правосудие? Он же каждый раз Тебя обманывает, а Ты каждый раз его прощаешь!" - А Господь отвечал: "Ах, окаянный! Ты каждый раз его принимаешь, когда он приходит грешить, так неужели Я, Милосердный, не прииму его, когда он приходит каяться?! За таких грешников Я и пролил Кровь Свою. Я сказал: в чем застану, в том и судить буду. Вот сейчас Я застаю его кающимся у ног Моих и прощаю ему грех его!"- И монах помилованным умер у иконы Спасителя. Вот за то, что монах этот, несмотря на свою скверную привычку, не отчаялся в милости и благости Божией, он и был помилован, получил, так сказать, нечаянную радость.

Вот почему и Апостол сказал: "Всегда радуйтеся...". В св. Писании Господь говорит верующим Ему: " Я не оставлю вас, как мать не может оставить свое дитя. Но если даже мать и оставит свое дитя, Я все равно не оставлю вас". Вот почему нам подобает всегда радоваться - с нами Господь! Непрестанно молиться, потому что молитвою испрашиваются все блага - как земные, так и небесные, за все благодарить - благодарение усугубляет посылаемые нам блага...

И милость Божия никогда не оставит нас. Аминь.

22 декабря 1993 года

 

Разрешается использование материалов сайта в некоммерческих целях и только с гиперссылкой на первоисточник